БМВЛ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БРЯНСКАЯ МЕЖОБЛАСТНАЯ
ВЕТЕРИНАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Референтный центр Россельхознадзора (4832) 32-77-17

20 февраля 2021, 10:18

Роль типового контракта в борьбе с поставками некачественной пищевой продукции в социальные учреждения


Комментарий начальника органа инспекции ФГБУ «Брянская МВЛ» Юлии Дербуш

В последние годы государством проводится большая работа по выявлению и пресечению производства и оборота фальсифицированной пищевой продукции.

Система прослеживаемости «от поля до прилавка», абсолютная прозрачность на каждом из этапов производства и реализации – вот к чему стремятся и сельхозпроизводители и надзорные органы. Ведь речь не только об открытии внешних рынков и развитии экспортного потенциала, речь о продовольственной безопасности и здоровье населения.

Управлением Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям регулярно проводится отбор проб пищевой продукции в торговом обороте и бюджетных учреждениях (детские сады, школы, санатории и т.д). После чего образцы отправляются в лабораторию для проведения исследований по показателям качества и безопасности. По данным Управления периодически возникают нарекания к качеству и безопасности исследуемой продукции, в том числе выявляются случаи фальсификации продовольственных товаров, поступающих в рамках заключенных контрактов. В результате чего принимаются меры по пресечению выпуска недоброкачественной продукции в виде отмены деклараций и привлечения к административной ответственности производителей. Всё больше внимания со стороны государства уделяется недопущению такой продукции на стол потребителя.

Исключение возможности поставки в социальные учреждения пищевой продукции, не отвечающей требованиям нормативных правовых документов – одна из основных целей утверждения типового контракта. Поставщик должен гарантировать безопасность товара в соответствии с техническими регламентами, санитарно-эпидемиологическими требованиями и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к качеству товара. Важно, что данный документ допускает проведение экспертизы товара, в том числе выборочной проверки его качества и безопасности (как отдельного этапа исполнения контракта), и на этапе его передачи заказчику/получателю, и в течение остаточного срока годности.

Типовым контрактом установлено, в случае обнаружения заказчиком нарушений условий Контракта, в том числе требований к качеству и безопасности Товара, Заказчик вправе отказаться от приемки такого товара.

В случае если по результатам экспертизы будет выявлено нарушение условий контракта в части качества и безопасности товара и (или) установлен факт фальсификации товара, поставщик обязан устранить выявленные нарушения, осуществить поставку товара надлежащего качества и соответствующего требованиям безопасности в объеме партии товара, поставленного заказчику/получателю, образец из которой был исследован в рамках указанной экспертизы

В случае повторного выявления нарушений условий контракта заказчик вправе отказаться от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

Типовой контакт утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 140 от 19 марта 2020 года (далее – Приказ № 140). Данный документ содержит основные требования к типовой форме контракта. В первую очередь, она применяется с учетом показателей, определенных информационной картой типового контракта, согласно приложению к приказу. Во-вторых, в данной форме предусмотрены предмет контракта, цена и порядок расчетов, сроки и условия поставки и приемки товара, взаимодействие сторон, требования к упаковке, качеству товара, сроку годности, обеспечение гарантийных обязательств.

Социальные учреждения, руководствуясь данными рекомендациями, имеют право на подтверждение поставленного товара в части его соответствия условиям контракта посредством проведения экспертизы.

Так, согласно положениям Приказа № 140, экспертиза поставленного товара может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться независимые эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ. В случае, если срок действия государственного (муниципального) контракта составляет более 3 месяцев, экспертиза проводится не реже 1 раза в 3 месяца. Если же срок действия государственного (муниципального) контракта составляет менее 3 месяцев, проведение указанной экспертизы осуществляется не менее одного раза в течение срока действия такого государственного (муниципального) контракта.

28 мая 2020 года типовой контракт за закупку продуктов питания был размещен в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). С 28 июня использование типового контракта стало обязанностью заказчика. Документ  необходимо использовать при закупке продуктов с определёнными кодами ОКПД2, среди которых 01.12 (кроме 01.12.10.120) – рис нешелушеный, 01.41.2 – молоко сырое крупного рогатого скота и 03.11.2 – рыба морская свежая или охлажденная, которая не является продукцией рыбоводства. Полный список кодов представлен на официальном сайте ЕИС.

В тексте документа указано, что «в рамках экспертизы поставленного Товара (результатов отдельного этапа исполнения Контракта) на соответствие условиям настоящего Контракта Заказчиком своими силами или с привлечением независимых экспертов (экспертных организаций) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом №44-ФЗ, не реже раза в течение срока действия Контракта, указанного в пункте 11.1 настоящего Контракта, проводятся исследования Товара на предмет качества и безопасности, в том числе фальсификации Товара». Это касается всей переработанной пищевой продукции, а также продуктов, в состав которых входит несколько ингредиентов.

Еще летом 2019 года Минсельхоз внес предложение сделать обязательным лабораторный контроль продуктов питания при госзакупках. «Это будет способствовать эффективной борьбе с поставками некачественного или фальсифицированного продовольствия или продукции общественного питания в рамках закупок, осуществляемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд», – сообщил Интерфакс со ссылкой на Министерство. Ведь на практике качество и безопасность продовольствия и продукции общественного питания нередко проверяется лишь путем проверки данных сопроводительной документации. «А поставщик, который не является производителем поставляемых товаров, также не проводит лабораторных исследований поставляемого продовольствия, полагаясь на документы об оценке соответствия, предоставленные производителем».

Пока проект поправок от 27.07.2019 к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ) в силу не вступил. Но в соответствии с действующим типовым контрактом социальные учреждения уже сейчас могут обезопасить себя от поставки некачественной, а иногда и опасной продукции.

Подтвердить соответствие пищевой продукции требованиям нормативной документации можно в Брянской межобластной ветеринарной лаборатории. Сегодня ФГБУ «Брянская МВЛ» является многопрофильным учреждением, функции которого — от исследовательской до экспертной деятельности. Учреждение аккредитовано в национальной и международных системах аккредитации: Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), немецкий орган по аккредитации DAkkS, международная ассоциация по контролю качества семян ISTA.  Наличие в структуре ФГБУ «Брянская МВЛ» аккредитованных  структурных подразделений (испытательного центра и органа инспекции) способствуют решению задач, которые стоят перед участниками социально-экономической деятельности.

Испытательный центр ФГБУ «Брянская МВЛ», оснащенный современным оборудованием и средствами измерения, проводит широкий спектр исследований по определению показателей качества и безопасности  сырья и продукции животного и растительного происхождения на соответствие требованиям нормативных документов.

В соответствии с областью аккредитации орган инспекции ФГБУ «Брянская МВЛ» проводит экспертную оценку, экспертизы объектов инспекции требованиям технических регламентов Таможенного союза, федеральных законов, санитарных правил гигиенических нормативов и других нормативных актов. По результатам проведенной экспертизы оформляет экспертное заключение.